Человек и искусство
Открытый онлайн-лекторий
открытая программа
в Zoom по четвергам в 19:30 по МСК
где и когда
Каждая лекция — это эссеистическое высказывание вокруг одного или нескольких памятников искусства. Такой формат делает акцент не на общем охвате, а на глубоком взгляде и позволяет почувствовать, как именно работает визуальный анализ.
Наш цикл — своеобразный день открытых дверей нашей годичной программы «История искусства»: каждую неделю один из авторов читает лекцию — живую, яркую, личную.
Все мы любим искусство, но не всегда знаем, как на него смотреть. Наш цикл открытых лекций предлагает научиться видеть, анализировать, описывать и понимать произведения искусства.
10 июля – 28 августа
даты
актуальные мероприятия
актуальные мероприя-тия
Автор курса «Твой ХХ век»
Кирилл Светляков
Что сообщают банки Уорхола? История Банки с супом Кэмпбелл
в 19:30 в Zoom
10 июля 2025
Банки с супом Кэмпбелл Энди Уорхола
Объекты:
Историю Энди Уорхола как правило рассказывают в типично американском стиле — как историю успеха, рационально и цинично просчитанного шаг за шагом. Сам Уорхол художник как будто бы следовал имиджу дельца вопреки всем существующим до него и культам безумного художника, популярным в массового культуре и доведенным до крайности Сальвадором Дали.

Но между Дали и Уорхолом гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд, и практики сюрреализма местами очень хорошо прослеживаются в искусстве поп-арта. Но там, где Сальвадор Дали следовал принципу разнообразия, Уорхол навязчиво педалировал повтор — один из признаков безумия, но только это безумие не художника, а индустриальной культуры.

На этой лекции Кирилл Светляков расскажет историю о том, как Энди Уорхол создал свой «Чёрный квадрат» — изображение банки супа Кэмпбэлл и заставил рекламу супа рекламировать себя. Поначалу он даже постеснялся приехать на открытие выставки, на которой экспонировалась первая серия с изображениями банок, но вскоре эти изображений потребовалось всё больше и больше. Кому и зачем они понадобились в таких количествах?
Лев Масиель Санчес
Библиотека как национальный идеал: мексиканское и советское
в 19:30 в Zoom
17 июля 2025
Библиотека Национального автономного университета Мексики в Мехико. Государственная библиотека Туркменистана в Ашхабаде
Объекты:
Зачем возводить огромные библиотеки? Зачем украшать их мозаиками и рельефами? Казалось бы, что в центре Мексики и на дальней периферии Советского союза задачи разные. Но оказывается, что есть и много общего. Как выдающиеся архитекторы и художники создают образ нации. Какими средствами, зачем и как они это делают в очень разных политических, социальных и художественных обстоятельствах.
Автор курса «Языки живописи»
Михаил Кукин
Безумие у Брейгеля
в 19:30 в Zoom
24 июля 2025
Гравюры Брейгеля: Elck и «Охотник на зайцев». Картины Брейгеля: «Безумная Грета», «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц», «Несение креста», «Слепые», «Сорока на виселице» и ряд других произведений Брейгеля, а также картины Босха «Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Корабль дураков».
Объекты:
Одна из картин Брейгеля связана с темой безумия прямо, это Безумная Грета (1563), входящая вместе с Триумфом Смерти и Падением мятежных ангелов в цикл из трех «демонических» картин, где хорошо заметно влияние Босха. Но приглядимся! Локальная тема безумия у Брейгеля расширяется: от безумного персонажа художник переходит к безумному человечеству и безумному миру. Грех в этой системе координат тоже воспринимается как форма безумия: безумен герой гравюры Elck (Каждый), ищущий смысла среди материальных благ этого мира, безумен охотник на зайцев, не понимающий, что сам вот-вот станет добычей, безумны слепцы, идущие за слепым вождем, и безумна слепая толпа, бегущая глазеть на голгофскую казнь… На лекции будет показано, что безумие, наряду со слепотой, можно считать важнейшей, всепроникающей темой Брейгеля, сатирика и философа-мизантропа.
Автор курса «Языки архитектуры»
Анна Гусева
Архитектура сумасшедшего дома
в 19:30 в Zoom
31 июля 2025
Бетлемская королевская больница в Лондоне, Институт Пере-Мата в Каталонии и другие
Объекты:
Историю архитектуры как правило изучают на примерах жилой, религиозной или общественной архитектуры, но редко когда в списке ключевых памятников оказываются больницы, тюрьмы и другие дома скорби. Как будто по негласному этикету не принято о них упоминать. В этой лекции мы нарушим этикет и проанализируем архитектуру психиатрических больниц. Начиная с постройки Бедлама в Лондоне в XVII веке, проследим, как архитектурные решения эволюционировали вместе с развитием психиатрии и социальными представлениями о безумии.
Автор курса «Языки скульптуры»
Ольга Русинова
Медный Всадник: катастрофы и памятник
в 19:30 в Zoom
7 августа 2025
«Медный всадник» Этьена Мориса Фальконе
Объект:
Все мы со школьной скамьи помним, как петербуржец Евгений у Пушкина постепенно сошел с ума, помним, как «за ним несется всадник медный на звонко-скачущем коне», помним катастрофический разлив Невы. Знаменитый памятник и сегодня никого не оставляет равнодушным, хотя, по счастью, обычно не доводит до безумия. Поговорим об этом шедевре, о Фальконе, бронзе и граните, о том, что значит эта дань Екатерины II своему «пращуру» для Санкт-Петербурга и для истории скульптуры.
Елена Якимович
Фокусы, кино и демоны: аттракционы Жоржа Мельеса
в 19:30 в Zoom
14 августа 2025
«Замок дьявола», «Человек с резиновой головой», «Фантастический обед» Жоржа Мельеса
Объекты:
В Париже рубежа XIX—XX вв.еков многие развлечения построены на магии, фокусах и удивлении зрителя. Призраки и исчезновения, демонические персонажи и разного рода мистика — в кабаре, театре Робер-Удена и других местах для увеселения публики. Мы рассмотрим сюжеты и приемы в нескольких коротких фильмах Жоржа Мельеса о демонах и волшебных ситуациях («Замок дьявола», «Человек с резиновой головой», «Фантастический обед») в контексте парижской культуры развлечений этого времени.
Надежда Чамина
Иоганн
Винкельман - отец искусствознания
в 19:30 в Zoom
21 августа 2025
«История искусства древности» Иоганна Винкельмана
Объект:
Иоганн Иоахим Винкельман (1717−1768) — немецкий искусствовед и археолог, по праву носит титул «отца истории искусства», будучи основоположником научного подхода к искусствознанию. Мы исследуем его идеи и труды, сыгравшие ключевую роль в формировании современной науки. Ведь именно Винкельман предложил линейную концепцию развития искусства, сосредоточив внимание на его эволюции и закономерностях, в отличие от прежних акцентов на символике и сюжетах.

Особое внимание ученый уделял греческому наследию, которое считал истоком европейской культуры, противопоставляя римскому как подражательному. Винкельман ввел в оборот метод стилистического анализа, включая хронологическое изучение древнегреческой и древнеримской вазописи.

Разберем фундаментальный труд Винкельмана «История искусства древности», где изложены принципы, которые легли в основу искусствоведческих систем следующих поколений.
Автор программы «История искусства»
Олег Воскобойников
Искусство готического витража
в 19:30 в Zoom
28 августа 2025
Буржский собор
Объект:
Готический храм классического периода, в середине XIII века, представляет из себя оранжерею из красочных окон. Но простая констатация этого факта еще ничего не объясняет: гигантские окна многословно рассказывают всю историю от сотворения мира до Страшного суда. На примере Буржского собора познакомимся с языком, на котором с нами говорит это великое искусство.