история искусства
вечерняя гуманитарная онлайн-программа
ПОДАЧА ЗАЯВОК
ДО 2 СЕНТЯБРЯ
Уметь видеть
11-13 часов в неделю
(занятия + подготовка)
нагрузка
11 месяцев
Длительность
Длитель-ность
Все виды работы направлены на развитие навыков описания и анализа произведений искусства, чтения художественной критики и академической литературы по истории искусства, аргументации. Слушатель освоит базовые методы историко-художественного анализа, принятые в современном искусствознании. Овладев ими, он научится выстраивать собственные суждения и аргументировать их на основании эмпирических знаний, а не шаблонов и ярлыков.
Преподавание всех предметов ведется по аналогии с университетской традицией изучения истории искусства. Лекции призваны развивать эрудицию, семинары — навыки самостоятельной аналитической работы и дискуссии. Все занятия проходят в сопровождении визуального материала, с опорой на доступные онлайн-ресурсы и специальную литературу, предоставляемую преподавателями. Нагрузка равномерно распределена по календарю и дням недели.

Постоянство, погружение и практика
Гуманитарная онлайн-программа, доступная всем и каждому. Она развивает умное зрение, художественный вкус и навыки осмысленного восприятия произведений искусства. В первой половине программы даются азы, раскрываются особенности трех основных видов искусства: живописи, скульптуры и архитектуры. Во второй части предлагается кросскультурный взгляд на искусства в европейском и вне европейского контекста, лабиринты ХХ столетия, поэтику фотографии и кинематографа.
Доступно, но нужно будет работать
15 сентября 2025
Старт
Стоимость
22 000 ₽ в месяц — рассрочка от банка
115 000 ₽ в полугодие
230 000 ₽ в год
Наши принципы:
— Никуда не спешим: от простого к сложному, от вопроса к ответу, от личного восприятия к обоснованной интерпретации.
— «Фан» как метод: вовлеченность, интеллектуальное удовольствие, легкие страдания. Даже сложное может быть захватывающим.
— Общий маршрут и личная траектория: курсы складываются в общую картину, но позволяют каждому идти своим путем.
— Учить зрению: тренируем способность видеть, распознавать, понимать, атрибутировать, датировать. Искусство — это язык, который можно освоить.
— Анализ — это навык, его можно развивать шаг за шагом.
— Аналитическое описание. В основе правильной интерпретации — правильный язык. Мы научим не бросаться словами, когда говорим о памятнике.
— Гуманитарное знание — это практика: слушать, читать, обсуждать, спорить, размышлять, пробовать. А еще — Среда единомышленников: мы собрали команду исключительно из практикующих историков искусства
PhD, доктор исторических наук, медиевист, итальянист, переводчик, историк искусства, автор книги «16 эссе об истории искусства» и десятков научных и научно-популярных работ о средневековой культуре, научный руководитель «Страдариума»
Олег Воскобойников
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
Михаил Кукин
От Античности до барокко

языки живописи
6 семинаров
18 лекций
Анна Гусева
Инструменты, материалы, эпохи
Языки архитектуры
6 семинаров
18 лекций
Ольга Русинова
Скульптура — молчаливое искусство. История и жизнь трехмерной формы
Языки пластики
6 семинаров
18 лекций
Надежда Чамина
Искусство комментария к искусству: тексты и контексты
Ридинг-группа — 1 часть
9 семинаров
9 лекций
Написание эссе по одной из дисциплин в паре с одним из авторов программы. Тема на выбор из большого списка.
Финальное эссе полугодия
5 страниц
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
Кирилл Светляков
История современного искусства и происхождение современного человека
твой хх век
6 семинаров
18 лекций
Елена Якимович
Сложность и разнообразие взаимосвязей двух медиа
Фотография и кинематограф
Фотография и кинемато-граф
6 семинаров
18 лекций
Анна Гусева, Лев Масиель Санчес, Ольга Русинова
Другие каноны: искусство за пределами Европы
Не-европейские традиции
6 семинаров
18 лекций
Надежда Чамина
Продолжаем читать искусствоведческие тексты
Ридинг-группа — 2 часть
9 семинаров
9 лекций
Написание эссе по одной из дисциплин в паре с одним из авторов программы. Тема на выбор из большого списка.
Финальное эссе года
5 страниц
как всё проходит
работа в группах, обсуждение текстов и анализ произведений
3-4 лекции в неделю
1-2 СЕМИНАРА В НЕДЕЛЮ
2 - 4 часа чтения в неделю
ВСЕ ЗАПИСИ ЗАНЯТИЙ ВЫКЛАДЫВАЮТСЯ НА ПЛАТФОРМУ
очно в zoom, живое общение на семинарах
Автор программы

PhD, доктор исторических наук, медиевист, итальянист, переводчик, историк искусства, автор книги «16 эссе об истории искусства» и десятков научных и научно-популярных работ о средневековой культуре, научный руководитель «Страдариума»
Олег Воскобойников
Языки архитектуры, Не-европейские традиции
Искусствовед, историк архитектуры и градостроительства. PhD по архитектуре Токийского университета, специалист по искусству Японии и современной архитектуре, преподаватель ВШЭ
Анна Гусева
Языки живописи
Культуролог, историк искусства, филолог, кандидат филологических наук, доцент РАНХиГС. Автор циклов лекций и статей по творчеству Питера Брейгеля, символике в искусстве, живописной интерпретации художественного текста
Михаил Кукин
Не-европейские традиции
Историк архитектуры, кандидат искусствоведения. Исследователь архитектуры барокко и искусства ХХ века. Много лет читал курсы по искусству и архитектуре разных стран мира от древности до современности в НИУ ВШЭ. Первый лектор «Страдариума». Живет в Мехико
Лев Масиель Санчес
Языки пластики, Не-европейские традиции
Кандидат искусствоведения, преподавала историю искусства в университетах Петербурга и Москвы, разработала уникальный авторский курс по истории скульптуры
Ольга Русинова
Твой ХХ Век
Искусствовед, кандидат искусствоведения, куратор выставок, главный научный сотрудник отдела живописи первой половины ХХ века Государственной Третьяковской галерии, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания.
Кирилл Светляков
Ридинг-группа по искусствоведению
Историк искусства, переводчик, художественный критик, специалист по итальянской живописи эпохи барокко, преподаватель ВШЭ, Британской высшей школы дизайна, автор книг и статей по вопросам художественной культуры Нового времени
Надежда Чамина
Фотография и Кинематограф
Кандидат искусствоведения (специализация — взаимные влияния живописи и фотографии XIX — начала XX века.) Член Ассоциации искусствоведов, изучает взаимовлияние живописи и фотографии в XIX—XX вв.еках. Автор ряда научных статей и популяризатор истории фотографии, лектор РГГУ, ВШЭ, Музея русского импрессионизма, МАММ
Елена Якимович
авторы
Языки живописи
Михаил Кукин
Языки архитектуры, Не-европейские традиции
Анна Гусева
Языки пластики, Не-европейские традиции
Ольга Русинова
Фотография и Кинематограф
Елена Якимович
Ридинг-группа по искусствоведению
Надежда Чамина
ХХ Век — Человек и искусство
Кирилл Светляков
Не-европейские традиции
Лев Масиель Санчес
Автор программы

Олег Воскобойников
Не-европейские традиции
Лев Масиель Санчес
ХХ Век — Человек и искусство
Кирилл Светляков
Ридинг-группа по искусствоведению
Надежда Чамина
Фотография и Кинематограф
Елена Якимович
Языки пластики, Не-европейские традиции
Ольга Русинова
Языки архитектуры, Не-европейские традиции
Анна Гусева
Языки живописи
Михаил Кукин
Автор программы

Олег Воскобойников
календарь
Онлайн в Zoom, на нашей платформе, в Telegram
Где
первое занятие:
19:00 – 20:30
второе занятие: 20:45 – 22:15
Время
Понедельник-четверг
Занятия
1 1 месяцев

(перерывы включены)
Период
5-6 занятий в неделю
11-13 часов в неделю (занятия + подготовка)
Сколько
ПЕРВое полугодие
18 недель
Количество недель
6
3
5
1
7
30 октября 2025
9 ноября 2025
18 декабря 2025
11 января 2026
19 февраля 2026
Дата завершения
15 сентября -
30 октября 2025
31 октября -
9 ноября 2025
10 ноября -
18 декабря 2025
19 декабря -
11 января 2025
12 января -
19 февраля 2026
Дата начала
Перерыв в ноябре
(1 неделя)
ЗАНЯТИЯ
(5 недель)
Новогодний перерыв
(3 недели)
занятия
(6 недель)
Занятия/перерыв
занятия
Новогодний перерыв
ЗАНЯТИЯ
Перерыв в ноябре
12 января 2026
19 декабря 2025
10 ноября 2025
31 октября 2025
15 сентября 2025
ЗАНЯТИЯ
(7 недель)
ЗАНЯТИЯ
второе полугодие
18 недель
Количество недель
9
2
9
30 апреля 2026
17 мая 2026
16 июля 2026
Дата завершения
2 марта -
30 апреля 2026
1 мая -
17 мая 2026
18 мая -
16 июля 2026
Дата начала
Перерыв в мае
(2 недели)
ЗАНЯТИЯ
(9 недель)
Занятия/перерыв
ЗАНЯТИЯ
Перерыв в мае
18 мая 2026
1 мая 2026
2 марта 2026
ЗАНЯТИЯ
(9 недель)
ЗАНЯТИЯ
Договор

11-13 часов в неделю
(занятия + подготовка)
нагрузка
11 месяцев
Длительность
Длитель-ность
Подписываете договор, вносите оплату за год или за семестр либо оформляете рассрочку у нашего банка-партнёра и ожидаете начала занятий. Готовиться к ним не нужно.
У нас нет желания сделать конкурс как таковой. Нам важно, чтобы вы понимали, на что идёте, и были готовы к программе.
Анкеты достаточно в большинстве случаев. Однако мы можем дополнительно пригласить вас на собеседование и расспросить подробнее. Воспринимайте набор не как состязание, а как сервис с нашей стороны. Нам важно, чтобы вы не потратили деньги, время и силы впустую.
Без обязательного собеседования, но можем познакомиться
Без обязатель-ного собе-седования, но можем пригласить
У нас три волны набора. Больше шансов попасть в первые волны — в третьей волне могут закончиться места.

до 22 июля — первая волна
до 12 августа — вторая волна
до 2 сентября — третья волна
Три волны набора
Программа длительная и интенсивная. Напишите в анкете, почему вы решили принять участие.
расскажите о вашей мотивации
Мотиваци-онное письмо и анкета

15 сентября 2025
Старт
Стоимость
22 000 ₽ в месяц — рассрочка от банка
115 000 ₽ в полугодие
230 000 ₽ в год
подача заявки
Запросить программы
Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных
*Высылаем программы каждую неделю.