Курс посвящён сложным и разнообразным взаимосвязям фотографии и кинематографа — технологическим, художественным и культурным. Слушатели узнают, как два этих медиа пересекались на протяжении более чем 150 лет: через работу фотографов, снимавших фильмы, режиссеров, увлекавшихся фотографией, через хронофотографию, остановку движения и замедление в кино, жанровые и сюжетные пересечения.
Кандидат искусствоведения (специализация — взаимные влияния живописи и фотографии XIX — начала XX века.) Член Ассоциации искусствоведов, изучает взаимовлияние живописи и фотографии в XIX-XX веках. Автор ряда научных статей и популяризатор истории фотографии, лектор РГГУ, ВШЭ, Музея русского импрессионизма, МАММ
из чего состоит курс
Предполагают активное участие слушателей: разбор визуального или текстового материала, обсуждение ключевых понятий. Семинары могут быть в форме дискуссии, обсуждения, практикумов, свободного разговора автора со студентами. Учимся профессиональному дискурсу. Нет оценок и проверки знаний. Работа в группах до 40 человек.
СЕМИНАРЫ
Общая подготовка к одному семинару не превышает двух часов. Читаем Бодлера и Беньямина, смотрим Антониони и Вендерса.
ЧТЕНИЕ ТЕКСТОВ И ПРОСМОТР ФИЛЬМОВ
Лекции — теоретические и обзорные занятия, вводящие в основную проблематику курса, дающие понятийный и визуальный аппарат. Одна лекция в неделю, продолжительность — 90 минут.
ЛЕКЦИИ
лекций
семинаров
6
18
СТРУКТУРА КУРСА
Структура курса строится на двух принципах:
выявление ключевых точек соприкосновения двух медиа — от технических решений до жанровых пересечений;
соблюдение общей хронологии — от изобретения фотографии в XIX веке до трансформаций цифровой эпохи начала XXI века
Показать сложность и разнообразие диалога фотографии и кино: технологического (например, фотосерия и стоп-кадр), художественного (фотография внутри фильма, медленное кино) и личностного (авторы, совмещающие обе практики).
ЦЕЛЬ КУРСА
В центре внимания важные фигуры: Андрей Тарковский, Дэвид Линч, Вим Вендерс и другие. Через их работы мы узнаем, как менялись отношения между фотографией и кино. Осознанная избирательность по отношению к материалу позволяет углубиться в те особенности поэтики двух медиа, которые обычно оказываются в тени. Но это не помешает составить и общее представление о развитии двух искусств.
ИДЕЯ СОЗДАНИЯ
чему научитесь
Познакомитесь с базовыми инструментами исследования, описания и анализа фотографии и кино
3
Узнаете, как связаны технологии и искусства прошлого с актуальными вопросами современной культуры
2
Получите представление о ключевых особенностях языков фотографии и кинематографа и об их пересечениях