Курс посвящён анализу искусства ХХ-XXI веков как феномена, неотделимого от истории индустриального общества и формирования современного человека. Он строится вокруг ключевых проблем и контекстов: политических, экономических, культурных. Вместо перечисления измов, вы узнаете, почему и как возникли различные направления в искусстве и какую роль в этом сыграли глобальные трансформации в обществах.
Искусствовед, кандидат искусствоведения, куратор выставок, главный научный сотрудник отдела живописи первой половины ХХ века Государственной Третьяковской галерии, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания
из чего состоит курс
Предполагают активное участие слушателей: разбор визуального или текстового материала, обсуждение ключевых понятий. Семинары могут быть в форме дискуссии, обсуждения,. Учимся профессиональному дискурсу. Нет оценок и проверки знаний. Работа в группах до 40 человек.
СЕМИНАРЫ
Общая подготовка к одному семинару не превышает двух часов. Читаем тексты историков искусства, критиков, художников, анализируем произведения искусства.
ЧТЕНИЕ ТЕКСТОВ И АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА
ЧТЕНИЕ ТЕКСТОВ И АНАЛИЗ ПРОИЗВЕ-ДЕНИЙ ИСКУССТВА
Основа лекций — визуальный ряд, авторская подборка произведений искусства, помещенных в среду своей эпохи, от промышленной продукции и технических изобретений до этнографического материала и кинематографа. Одна лекция в неделю, продолжительность — 90 минут.
ЛЕКЦИИ
лекций
семинаров
6
18
СТРУКТУРА КУРСА
Две смысловые части:
Первая — Модернизм
Идеологические основания, образ «нового человека», формирование индустриальных эталонов, художественные утопии и кризисы.
Вторая — Постмодернизм
Культурные революции после Второй мировой войны, переосмысление фигуры художника и роли зрителя, идентичности и границ человеческого, индустриализация культуры и альтернативные практики.
Привить слушателям навыки аналитика и критика культуры ХХ века и современности.
ЦЕЛЬ КУРСА
ХХ век — эпоха индустриальной культуры, современный человек — продукт культурно-индустриальных революций. Рассмотрим искусство как антропологическое зеркало своего времени, а не как автономное явление. Такой подход позволяет научиться анализировать искусство и видеть за материальной формой произведения способы мышления и высказывания. Вы научитесь осмыслять культурные процессы и осмыслять в них себя.
ИДЕЯ СОЗДАНИЯ
чему научитесь
Получите инструменты для критического анализа произведений визуальной культуры
3
Сможете сопоставлять художественные практики с идеологическими трендами и социальными процессами. Научитесь анализировать искусство как форму мышления и социального высказывания
2
Освоите основные этапы и направления развития искусства ХХ века в контексте истории культуры